Кудрин Николай Михайлович

                           1927 - 1997

    Народный артист России, композитор-песенник.

    В августе 1997 года клуб "Зажги свечу" потерял одного из самых именитых своих членов - народного композитора Николая Михайловича Кудрина, богато одаренного редчайшим талантом понимания человеческой души. Он умер неожиданно, немного не дожив до своего 70-летия, полный больших творческих замыслов и горячей любви к нам, нашему городу, народу России, оставив в памяти народа сотни прекрасных задушевных песен, которые пели, поет и долго будет петь еще и наш край, и Сибирь, и вся Россия.
Как рождается песня? В каких глубинах души живет мелодия, что однажды пробившись на свет, вдруг разливается чистым звуком, проникновенно и нежно, родниковой свежестью своей чаруя каждого, кто хотя бы раз услышит её? А вспомните как в сумерках летней прохлады поет перепелка? Как в благодарности кланяется земле созревшее хлебное поле, и как ждут люди этот хлеб, который всему голова? Как гудит в проводах февральская вьюга или тревожится море, бросая на гребень волны одинокий корабль? В музыке Николая Михайловича живут не только эти мелодии, но еще и шепот листвы березовых колков Сибири и рокот комбайнов в поле, и перестук женских каблучков в веселом переплясе, и бег ручья, и волнение сердца, впервые познавшего радость и муку любви. В его песнях ритм современной жизни удивительно тонко вплетается в кружево старинных народных традиций, без которых не мыслима ни одно общество, ни одна нация, ни одно государство.
    Удивительно, как он мог слышать все это? Как рождались у него эти волнующие сердце мелодии? Как росла в нем эта гармония звуков, как ширилась и жила она, не давая покоя, и как прорвалась, наконец, слезами на веселой деревенской ярмарке, где семилетний Коля Кудрин из села Васино, что в Тогучинском районе, умолял родителей купить ему гармошку, которая, к счастью, была приобретена у какого-то мужика за два пуда ржаной муки. И в руках мальчишки, не имевшего еще никакого понятия о музыкальной грамоте, эта гармоника вдруг весело и звонко зазвучала на деревенских вечерках и свадьбах, ударяя россыпью кадрили и плясовой. А то, загрустив, находила она сочувствие к рассказу ямщика, у которого богатеи силой отобрали невесту. Или искала сострадание к бегущему с Сахалина бродяге. А разве не запали в душу юнги Николая Кудрина мелодии Тихого океана, когда в годы Второй мировой войны ходил он на корабле за военными грузами в США и Канаду? В то время его баян любили слушать не только друзья - матросы, но и американские лоцманы и канадские докеры. Не понимая русских слов они безоши-бочно по одной лишь мелодии угадывали суть наших песен.
    В годы службы на флоте Кудрин песен еще не писал. Его время наступило позже, уже после того как он прошел отличную школу баянистов в Государственном Сибирском народном хоре, где таясь от друзей, создавал первые свои сочинения. Но музыка, однажды родившись в нем, уже переполняла душу и рвалась на волю. "Лучше молодца в деревне не найдешь", - так называлась его первая песня, которую он рискнул послать под псевдонимом на областной конкурс, выиграв его. Это прибавило смелости. Тем более, что песня полюбилась артистам филармонии, где он тогда работал. И её запели.
Потом одна за другой стали появляться все новые и новые песни. И среди них щемящая "Перепелка", с которой, смущаясь от природной застенчивости, он пришел к гастролировавшей тогда в Новосибирске будущей народной артистке Людмиле Зыкиной. Послушав песню, она тут же сказала: "С завтрашнего дня беру ее в свой репертуар". И песня обрела крылья и зазвучала сначала в концертных залах, на радио, на телевидении, а потом просто в любом доме, где любят петь. А через полтора десятка лет Людмила Зыкина вновь приехала на гастроли в Новосибирск. Это было время её высшей популярности, и все концерты шли с аншлагом. Однажды на концерте, спев кудринские "Сапожки русские", она вдруг увидела среди зрителей Николая Михайловича. Публика ей аплодировала, она подняла руку, аплодисменты стихли. "Товарищи, - сказала Зыкина, - я вижу здесь автора этой песни. Простите, Николай Михайлович, не заметила Вас раньше. Товарищи! Я несказанно люблю песни Николая Кудрина, с удовольствием их пою. Их и учить-то не нужно, они сразу же ложатся на голос. А его "Деревенька" - одна из лучших русских песен, что я знаю. Когда я её пою, у меня просто сердце разрывается от любви к нашей Родине. Как там все верно! Написать песню такой душевной силы мог только истинно русский композитор, композитор большого таланта, умеющий почувствовать, понять, что нужно народной душе. Товарищи! Я благодарю Вашего земляка Николая Кудрина за его могучий дар, замечательное творчество, за его народность! Боль-шое спасибо Вам, Николай Михайлович!" И выдающаяся певица народная артистка Советского Союза низко в пояс поклонилась со сцены Николаю Михайловичу. Он поднялся, красный от смущения. Встали и все, кто был в зале. Люди аплодировали, радуясь, что среди них живет такой человек.
    Николай Михайлович занимает особое место в песенной культуре России. Говорят, что с его смертью ушел целый пласт этой культуры, что в России не стало таких народных композиторов-песенников, как Родыгин и Понамаренко, Мокроусов и Птичкин. Теперь вот ушел и последний из этой плеяды Николай Кудрин.
Хотя и сказано, ушел, но это так и не так! Когда человек отмечен Богом, и не изменяет своему призванию, когда он служит не золотому тельцу, а людям, когда он творит для своей Родины и Родина принимает его дары, такой человек может уйти физически, но он никогда не уйдет из народной памяти и вечно будет жить в своих произведениях. Песни Николая Михайловича Кудрина бессмертны, потому что бессмертен поющий их народ. А потому и он сам живет и будет жить среди нас. В нашем же Клубе он останется среди друзей навечно, и зажженая им у нас свеча никогда не угаснет.