1927 - 1997
В августе 1997 года клуб "Зажги
свечу" потерял одного из самых именитых своих членов - народного
композитора Николая Михайловича Кудрина, богато одаренного редчайшим
талантом понимания человеческой души. Он умер неожиданно, немного не
дожив до своего 70-летия, полный больших творческих замыслов и горячей
любви к нам, нашему городу, народу России, оставив в памяти народа сотни
прекрасных задушевных песен, которые пели, поет и долго будет петь еще и
наш край, и Сибирь, и вся Россия.
Как рождается песня? В каких глубинах души живет мелодия, что однажды
пробившись на свет, вдруг разливается чистым звуком, проникновенно и
нежно, родниковой свежестью своей чаруя каждого, кто хотя бы раз услышит
её? А вспомните как в сумерках летней прохлады поет перепелка? Как в
благодарности кланяется земле созревшее хлебное поле, и как ждут люди
этот хлеб, который всему голова? Как гудит в проводах февральская вьюга
или тревожится море, бросая на гребень волны одинокий корабль? В музыке
Николая Михайловича живут не только эти мелодии, но еще и шепот листвы
березовых колков Сибири и рокот комбайнов в поле, и перестук женских
каблучков в веселом переплясе, и бег ручья, и волнение сердца, впервые
познавшего радость и муку любви. В его песнях ритм современной жизни
удивительно тонко вплетается в кружево старинных народных традиций, без
которых не мыслима ни одно общество, ни одна нация, ни одно государство.
Удивительно, как он мог
слышать все это? Как рождались у него эти волнующие сердце мелодии? Как
росла в нем эта гармония звуков, как ширилась и жила она, не давая покоя,
и как прорвалась, наконец, слезами на веселой деревенской ярмарке, где
семилетний Коля Кудрин из села Васино, что в Тогучинском районе, умолял
родителей купить ему гармошку, которая, к счастью, была приобретена у
какого-то мужика за два пуда ржаной муки. И в руках мальчишки, не
имевшего еще никакого понятия о музыкальной грамоте, эта гармоника вдруг
весело и звонко зазвучала на деревенских вечерках и свадьбах, ударяя
россыпью кадрили и плясовой. А то, загрустив, находила она сочувствие к
рассказу ямщика, у которого богатеи силой отобрали невесту. Или искала
сострадание к бегущему с Сахалина бродяге. А разве не запали в душу юнги
Николая Кудрина мелодии Тихого океана, когда в годы Второй мировой войны
ходил он на корабле за военными грузами в США и Канаду? В то время его
баян любили слушать не только друзья - матросы, но и американские
лоцманы и канадские докеры. Не понимая русских слов они безоши-бочно по
одной лишь мелодии угадывали суть наших песен.
В годы службы на флоте Кудрин
песен еще не писал. Его время наступило позже, уже после того как он
прошел отличную школу баянистов в Государственном Сибирском народном
хоре, где таясь от друзей, создавал первые свои сочинения. Но музыка,
однажды родившись в нем, уже переполняла душу и рвалась на волю. "Лучше
молодца в деревне не найдешь", - так называлась его первая песня,
которую он рискнул послать под псевдонимом на областной конкурс, выиграв
его. Это прибавило смелости. Тем более, что песня полюбилась артистам
филармонии, где он тогда работал. И её запели.
Потом одна за другой стали появляться все новые и новые песни. И среди
них щемящая "Перепелка", с которой, смущаясь от природной застенчивости,
он пришел к гастролировавшей тогда в Новосибирске будущей народной
артистке Людмиле Зыкиной. Послушав песню, она тут же сказала: "С
завтрашнего дня беру ее в свой репертуар". И песня обрела крылья и
зазвучала сначала в концертных залах, на радио, на телевидении, а потом
просто в любом доме, где любят петь. А через полтора десятка лет Людмила
Зыкина вновь приехала на гастроли в Новосибирск. Это было время её
высшей популярности, и все концерты шли с аншлагом. Однажды на концерте,
спев кудринские "Сапожки русские", она вдруг увидела среди зрителей
Николая Михайловича. Публика ей аплодировала, она подняла руку,
аплодисменты стихли. "Товарищи, - сказала Зыкина, - я вижу здесь автора
этой песни. Простите, Николай Михайлович, не заметила Вас раньше.
Товарищи! Я несказанно люблю песни Николая Кудрина, с удовольствием их
пою. Их и учить-то не нужно, они сразу же ложатся на голос. А его "Деревенька"
- одна из лучших русских песен, что я знаю. Когда я её пою, у меня
просто сердце разрывается от любви к нашей Родине. Как там все верно!
Написать песню такой душевной силы мог только истинно русский композитор,
композитор большого таланта, умеющий почувствовать, понять, что нужно
народной душе. Товарищи! Я благодарю Вашего земляка Николая Кудрина за
его могучий дар, замечательное творчество, за его народность! Боль-шое
спасибо Вам, Николай Михайлович!" И выдающаяся певица народная артистка
Советского Союза низко в пояс поклонилась со сцены Николаю Михайловичу.
Он поднялся, красный от смущения. Встали и все, кто был в зале. Люди
аплодировали, радуясь, что среди них живет такой человек.
Николай Михайлович занимает
особое место в песенной культуре России. Говорят, что с его смертью ушел
целый пласт этой культуры, что в России не стало таких народных
композиторов-песенников, как Родыгин и Понамаренко, Мокроусов и Птичкин.
Теперь вот ушел и последний из этой плеяды Николай Кудрин.
Хотя и сказано, ушел, но это так и не так! Когда человек отмечен Богом,
и не изменяет своему призванию, когда он служит не золотому тельцу, а
людям, когда он творит для своей Родины и Родина принимает его дары,
такой человек может уйти физически, но он никогда не уйдет из народной
памяти и вечно будет жить в своих произведениях. Песни Николая
Михайловича Кудрина бессмертны, потому что бессмертен поющий их народ. А
потому и он сам живет и будет жить среди нас. В нашем же Клубе он
останется среди друзей навечно, и зажженая им у нас свеча никогда не
угаснет.